Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин:

Проблемные вопросы нормативно-правовой базы в области марикультуры

Проблемные вопросы нормативно-правовой базы в области марикультуры

В деятельности по выращиванию морских гидробионтов, имеющей серьезнейшие перспективы, существует целый комплекс вопросов, влияющих на эффективность ее развития.  Объясняется это целым рядом имеющихся проблем:  организационных, финансовых, экологических, социально-экономических, правовых.
Основными организационными проблемами остаются получение участка аквакультуры и земельного участка для создания береговой базы, низкая производительность труда и недостаточный уровень механизации и автоматизации производственных процессов, а также браконьерство, наносящие огромный урон морским рыбоводным хозяйствам.
Финансовым проблемам относятся высокий уровень первоначальных инвестиций, длительный производственный цикл и соответственно долгий срок окупаемости вложений, неразвитая система кредитования и механизма страхования рисков.
К cущественным проблемам в области экологического законодательства можно отнести процедуры согласования марикультурной деятельности на выделенном рыбоводном участке и согласования строительства причальных сооружений и других объектов инфраструктуры хозяйств в водоохраной зоне.
Социально-экономические проблемы  часто связаны с неразвитой инфраструктурой побережий. Нередко участки расположены в удалении от населенных пунктов, автомобильных дорог, железнодорожных путей, сетей энерго- и водообеспечением. Создание структур, обеспечивающих деятельность рыбоводного участка, в таких условиях часто становится нерентабельным.
Правовые проблемы  обусловлены несовершенством нормативных документов, регламентирующих ведение морского хозяйства. В 2014 году вступил в силу федеральный закон «Об аквакультуре…», призванный по сути своей способствовать развитию этого направления хозяйствования, создавать условия для привлечения инвестиций, и созданию здоровой конкурентной среды. Для реализации закона об аквакультуре принят целый ряд подзаконных актов. Анализ нормативных актов позволил выявить наиболее значимые вопросы, которые негативно отражаются как на развитии аквакультуры как отрасли, так и марикультуры в Дальневосточном регионе в частности.

Формирование рыбоводных участков

Одним из актуальных вопросов, возникших на фоне происходящих изменений законодательства, стал подбор участков для культивирования гидробионтов.
Законодательно, формирование рыбоводных участков регламентирует учет других видов хозяйственной деятельности и ограничений на выделяемой акватории  (прибрежное рыболовство, судоходство, рекреационная деятельность, особо охраняемые природные территории, режимные акватории и т.п.), но никак не предусматривает наличие необходимой для осуществления эффективной аквакультурной деятельности (кроме местоположения и площади) информации о нем.  
Очевидно, что подбор акватории для создания новых хозяйств марикультуры представляет собой комплексную задачу.  
Во-первых,  марикультурная деятельность возможна только на участках, удаленных от зон загрязнения, крупных пресноводных водотоков и имеющих благоприятные условия для обитания гидробионтов и установки гидробиотехнических сооружений.  
Во-вторых, прибрежные морские участки характеризуются значительной вариабельностью условий. Даже в пределах относительно небольшой бухты могут сочетаться участки с различной степенью защищенности, гидродинамикой, особенностями рельефа и т.д. и для оценки эффективности организации работ  рыбоводном участке требуется получить  информацию не только о его местоположении, и площади, но и о гидрологических, экологических и этологических условиях, о составе видов, обитающих в его пределах, данных о потенциальной продуктивности участков.
Однако, согласно существующему законодательству не предусматривается проведение предварительного обследования выделяемого участка, включающего в себя гидрологические исследования и водолазную гидробиологическую съемку для получения требуемых данных. Потенциальные инвесторы, заинтересованные в приобретении права пользования рыбоводным участком, и планирующие участвовать в аукционе, могут рассчитывать только на получение информации о границах рыбоводного участка и о минимальном объеме объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка". Отсутствие перечисленных данных чревато возникновением ситуаций, при которых арендатор,  вложивший значительные средства в развитие направления, создающий рабочие места, может столкнуться с угрозой неэффективности реализуемой бизнес стратегии. Профильные рыбохозяйственные институты имеют возможность проведения таких исследований, однако открытым остается вопрос об источнике финансирования.

Вторая часть

Взаимодействие законодательства об аквакультуре и экологического законодательства РФ

Одним из наиболее актуальных вопросов, стоящих перед рыбоводными хозяйствами является очень громоздкая и неразвитая система оценки воздействия плантаций марикультуры на прибрежно-морские экосистемы. Экологическая экспертиза и определение степени экологической опасности плантаций марикультуры занимают от нескольких месяцев до полутора лет. При создании береговой базы хозяйства сталкиваются с трудностями согласования причальных сооружений и других объектов в водоохраной зоне.
Частью 2 ст. 9 ФЗ «Об аквакультуре…» определены обязательства рыбоводного хозяйства по  осуществлению мероприятий по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов. На первый взгляд введение такого требования к организации деятельности хозяйства аквакультуры не вызывает никаких сомнений его целесообразности. Однако анализ экологического законодательства с точки зрения регулирования деятельности хозяйства аквакультуры приводят к очень тревожащим выводам. Еще до начала каких либо работ на участке, пользователю необходимо пройти значительное  количество согласований и экспертиз в отношении намечаемой деятельности. В результате срок начала работ сдвигается на несколько лет, а финансовые затраты увеличиваются на сотни тысяч рублей. Здесь вступают в действие целый ряд нормативных актов (Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания", Постановление Правительства РФ  от 29 апреля 2013 г. N 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания», Постановление Правительства № 44 от 19.01.2000 «Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и территориальном море РФ»,  Федеральный закон "Об экологической экспертизе",  Постановление Правительства от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и т.д.
Для примера можно привести перечень этапов оформления разрешительных документов для обеспечения марикультурной деятельности на рыбоводных участках согласно требованиям экологического законодательства.
1.    Проект или программа работ по выращиванию объектов аквакультуры с использованием специальных устройств и технологий на рыбоводных участках.
2.    Меры по сохранению водных биоресурсов  и среды их обитания, включая:
а) информацию о водоохранных и рыбоохранных зонах, рыбохозяйственных заповедных зонах с указанием ограничений их использования;
б)  материалы оценки воздействия на биоресурсы и среду их обитания);
в) программу производственного экологического контроля за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму;
д) программу экологического мониторинга;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на ВБР, а также ограничений по срокам и способам производства работ исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия.
3.    Запрос в ЦУРЭН о согласовании программы и мер по сохранению водных биоресурсов.
4.    Согласование с Федеральным агентством по рыболовству программы и создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок для целей аквакультуры (рыбоводства).
5.    Государственная экологическая экспертиза.
6.    Запрос о согласовании создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок для целей аквакультуры (рыбоводства) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
7.    Проект  ПДВ -  нормативов выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, который устанавливается для всех источников загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха.
8.    Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
9.    Запрос в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о наличии или отсутствии природных ресурсов в районе проведения работ.
10.    Запрос о наличии или отсутствии особо охраняемых природных объектов в районе проведения работ.
11.     Запрос о наличии или отсутствии объектов культурного наследия в районе проведения работ.
Такой объем документов, запросов и согласований сравним с пакетом документов, требуемых, например, для организации нефтедобычи в шельфовой зоне и его не под силу самостоятельно подготовить рядовому пользователю рыбоводного участка. Считаем необходимым взаимно отрегулировать экологическое законодательство и законодательство об аквакультуре с точки зрения снижения регулирующей нагрузки на хозяйства аквакультуры.